Аренда авто в Калининграде

2Расскажите
немного о себе
3Заберите
свой автомобиль!
или
На 26.11.2022 в парке 86 авто
доступных для аренды

Шлюзы Мазурского канала (через Багратионовск, Домново, Железнодорожный)

Добрый день! Сегодня мы хотим исследовать юго-восток Калининградской области. Наша цель – Багратионовск, Железнодорожный и Шлюзы Мазурского канала. Конечно, попутно мы будем проезжать другие города и поселки, останавливаясь и разглядывая их достопримечательности.

 

 

Начинаем поездку от офиса автопроката «MAXRENT», где нас уже ждет подготовленный и полностью заправленный автомобиль Skoda Rapid 2017 года выпуска. Выбор не случаен. Автомобиль адаптирован для российских дорог: усиленная подвеска, увеличенный клиренс – то, что необходимо для преодоления препятствий и езды по грунтовке и брусчатке, по которым нам придется сегодня передвигаться.

Это отличный вариант для путешествий с семьей и друзьями. Расход топлива – в среднем 9 литров/100 км. Анатомические сидения для водителя и пассажиров позволят принять комфортное положение. Задние сидения можно сложить, превратив их в продолжение багажника – отличное спальное место для 2-3 человек. Вместительный багажник сможет разместить все необходимое для длительных и не очень длительных поездок.

Управление мультимедиа системой, помимо основной панели, расположено на рулевом колесе. Есть возможность сопряжения со смартфоном – прием входящих и совершение исходящих звонков, построение маршрута, обращение к голосовым помощникам. Все это обеспечивает безопасность, так как не требует задействования рук, водитель не отвлекается от дороги.

Если вы собрались в путешествие с детьми, позаботьтесь об их безопасности. Не забудьте детское кресло или бустер. Отличным решением будет взять с собой электросамокат или велосипед, которые позволят вам передвигаться в местах, не доступных для проезда авто. Все это вы можете арендовать в «MAXRENT» вместе с автомобилем.

Выезжаем

Нам пора отправляться в путь. Выезжаем из Калининграда.

Слева от нас еловая аллея. Высажена она не так давно, видимо, вместо поредевших немецких аллей, остатки которых видим справа.

Владимирово

Держим путь в поселок Владимирово, расположенный в 20 км от Калининграда. Проезжаем мимо Храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в поселке Нивенское. Первый камень заложен в 2011 году, рядом с ним был установлен крест. Освящен храм в 2021 году.

Через пару минут въезжаем в поселок Владимирово, бывший Тарау. Здесь на возвышенности расположена кирха Святой Катарины, возведенная в 1350 году. Это, пожалуй, самая известная кирха в Европе. Именно с ней связано рождение песенки «Анхен из Тарау», которую считают народной, до сих пор любят и поют на гуляниях в Германии, Австрии и Швейцарии.

На самом деле, стихи, ставшие песней, написал известный кенигсбергский поэт Симон Дах в 1636 году на свадьбу дочери местного пастора, в которую, по преданию, сам поэт был тайно влюблен. Венчание Анхен с Иоганном Портатиусом, сыном другого священника, проходило именно в этой кирхе. Памятник Анхен из Тарау установлен в литовском городе Клайпеда.

Кирха была отреставрирована в 1912 году после произошедшего в ней пожара, полностью восстановили витражи, декор и интерьер. В годы войны кирха не пострадала, но без ухода стала ветшать. Уже в советское время были сброшены колокола, чем нарушена кровля, а в самом сооружении и у его стен искали следы спрятанной Янтарной комнаты. В результате раскопок стены стали обваливаться.

Восстановление началось в 2006 году русскими и немецкими волонтерами. В 2010 году кирху передали РПЦ, но с того времени она пустует. На окнах и воротах установлены решетки, внутрь не попасть.

Следующая точка – заброшенный аэродром, который официально носит название, созвучное с расположенным рядом поселком, «Северный». Но чаще его называют «Нивенский», так как недалеко расположен другой поселок – Нивенское.

На въезде нас встречает своеобразный памятник самолету МиГ-19, установленный в 1979 году. Именно МиГ-19 стал первым серийным истребителем, который открыл новую веху в становлении советской авиации. Здесь они базировались в послевоенные годы.

Часть аэродрома охраняется, вход туда запрещен. Но кое-что нам удалось поснимать.

Аэродром в прошлом носил название «Йесау». Авиационная база была построена в 1935 году, и в годы Второй мировой войны здесь базировались немецкие «Мессершмитты», «Юнкерсы», «Фокке-Вульфы». После войны аэродром перешел в ведомство советской авиации. С 2004 года не используется, казарменные здания и ангары постепенно приходят в негодность, взлетные полосы, которые были смонтированы из бетонных плит, практически полностью разобраны.

Сохранились капониры для укрытия самолетов от флангового огня. Всего на территории Йесау их было 40 штук, толщина бетонных стен позволяла выдерживать прямое попадание снарядов. Закрывались капониры огромными воротами почти метровой толщины, установленными на колеса, которые передвигались по рельсам. В движение всю эту конструкцию приводил электропривод. Сверху ангары покрыты маскировочным дерном.

Следующей нашей локацией был аэроклуб AirPro39, расположенный неподалеку. Но он оказался закрыт, поэтому мы, воспользовавшись освободившимся временем, решили сделать несколько фотографий бескрайних калининградских полей.

Сезон сбора урожая в самом разгаре, с полей убирают озимые рожь и пшеницу, полным ходом идет заготовка сена для сельхозпредприятий. Но это – сухие новостные сводки, а перед нами – просто очень красивый пейзаж. По пути можно встретить людей, которые устраивают так называемые «стоговые» фотосессии. На фоне голубого неба, зелени лесов это выглядит действительно потрясающе.

Гвардейское

Отправляемся в поселок Гвардейское, до 1946 года именуемый Мюльхаузен («мельница»). В 1414 году жителей в городе почти не осталось из-за так называемой «войны голода», когда основной тактикой для взятия земель использовалось уничтожение продовольствия, в том числе сожжение посевов, запаса зерна.

На данный момент поселок примечателен сохранившейся здесь лютеранской кирхой Святой Анны постройки XIV века. Возведена из кирпича с использованием полевых валунов, высота башни – 32 метра. В XVI веке в кирхе перед алтарем была похоронена Маргарита, дочь церковного реформатора Мартина Лютера.

Во время войны кирха не пострадала, и до сих пор она остается одной из сохранившихся практически в первоначальном виде. С конца 90-х годов прошлого века сооружение передано под кураторство немецкой лютеранской общине. В кирху можно зайти, здесь вам расскажут ее историю, проведут экскурсию даже для небольшой группы в 2-3 человека.

Держим путь в Багратионовск, бывший Прейсиш-Эйлау, самый южный город области, расположенный в 40 км от Калининграда и 2 км от границы с Польшей.

Багратионовск

Форбург замка Прейсиш-Эйлау. Замок был построен в 1325 году на возвышенности, окруженной болотами и рекой. Был оборудован подъемным мостом, а вокруг дополнительно вырыт ров, остатки которого можно наблюдать до сих пор.

Во время войны замок не пострадал, но без ухода уже ко второй половине ХХ века помещения пришли в негодность, а затем стали разрушаться стены и крыша. В 90-х годах в замке произошел пожар. Планировалось восстановить сооружение, использовать его под гостиницу, а в подвальных помещениях открыть ресторан. Но работа осталась незавершенной, и уже было восстановленное здание снова оказалось заброшенным.

Напротив замка Прейсиш-Эйлау на возвышенности находится Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, освященный в 1997 году. Белоснежные стены и золотые купола, переливающиеся на солнце, выглядят торжественно-праздничными и резко контрастируют с разрушающемся орденским замком.

К Храму ведет хорошо сохранившаяся брусчатка, есть большая стоянка для автомобилей. Если позволяет время, можно пройтись по дорожкам внутреннего дворика. Он поражает ухоженностью, выдает заботу, с которой его обустраивали. Есть скамейки, можно отдохнуть в тишине и тени деревьев, насладиться ароматом роз, коих здесь высажено в изобилии. Дворик украшен фонтаном и многочисленными статуэтками ангелов. Настоятельницы могут провести экскурсию, рассказать историю Храма.

Если вы арендовали электросамокат, то Багратионовск – тот самый город, в котором им лучше всего воспользоваться. Машину можно оставить на стоянке и прокатиться, рассматривая интересные места. Вот, например, цветочный магазин «Магнолия», стилизованный под старинную мельницу. Кстати говоря, в Калининградской области не всегда понятно, проходишь ты мимо реставрированной древней постройки или это новодел под старину. Орденское прошлое – фишка региона, и маркетологи это успешно используют.

В 2020 году в Багратионовске открылся историко-культурный кластер «Война и мир», признанный победителем всероссийского проекта комфортной городской среды. Это любимое место отдыха горожан.

Кластер включает в себя спортплощадки и площадки для отдыха, зону барбекю, велосипедные и прогулочные дорожки, детские площадки. Есть даже городской пляж с настоящим песком, завезенным с моря, и лежаками, лодочная станция с плавающим пирсом, который облюбовали рыбаки.

Домново

Следующая остановка запланирована в небольшом поселке Домново с численностью населения около 1000 человек. До 1946 года это был городок Домнау («болотистая земля»), и при послевоенном переименовании было решено оставить название, созвучное с историческим.

Проезжаем по знаменитым калининградским аллеям, которые расположены прямо вдоль дорог, связывающих населенные пункты. Аллеи были высажены немцами в годы Первой мировой войны, чтобы удерживать от «расползания» и разрушения брусчатую дорогу. Теперь такие аллеи стали визитной карточкой области. Дороги здесь достаточно узкие, а деревья за более чем сотню лет разрослись так, что соприкасаются кронами с противоположных сторон. Образуется своеобразный зеленый коридор, который выглядит очень эффектно.

К сожалению, деревья тоже стареют и умирают, их приходится ликвидировать. Так с каждым годом аллеи редеют. Восстанавливать их, то есть высаживать новые деревья на месте спиленных, пока не планируется.

Памятный знак русским воинам, погибшим в битве под Фридландом (нынешний Правдинск) в 1807 году. Вдали виднеется кирха Домнау. Направляемся к ней по брусчатой дороге. Нам сегодня уже не раз встречается брусчатка, хоть и хорошо сохранившаяся, она является своеобразным испытанием для автомобиля. Но наш Skoda Rapid неплохо справляется с подобными испытаниями, ведь подвеска и дорожный просвет адаптированы для езды по таким дорогам.

Лютеранская кирха в Домнау построена в 1321 году, до нас дошел вариант, перестроенный в камне в 1400 году. Кирха не пострадала во время боев 1945 года, после войны использовалась как зернохранилище. В 1994 году при финансовой поддержке немцев была проведена реконструкция и консервационные работы. Внутри на стенах кирхи сохранилась настенная живопись и барельефы.

На данный момент кирха пустует, входы и окна заделаны для защиты от вандализма, внутрь не попасть. Рассмотреть можно только снаружи и ознакомиться с информационным стендом, расположенным рядом. По этой причине экскурсионные группы бывают здесь проездом и не задерживаются дольше 10 минут. Это явно недостаточно, чтобы насладиться потрясающей атмосферой Средневековья. Любителям колоритных фотографий доехать сюда однозначно стоит.

Снова проезжаем по аллеям. Придорожные деревья местные жители прозвали «последними солдатами Вермахта». Как видим, дороги здесь узкие и извилистые, и несоблюдение скоростного режима неизбежно ведет к столкновению с «солдатом» и катастрофе.

Не можем не съехать с дороги, чтобы сделать несколько фото поспевшей пшеницы.

Направляемся в средневековый парк-музей «Ушкуй», расположенный на берегу реки Лава недалеко от Правдинска. К сожалению, парк оказался закрыт, он принимает гостей лишь по выходным и праздничным дням.

Музей представлен как уникальный образец поселения-укрепления Средневековья. Здесь проводят мастер-классы по кузнечному мастерству, строительству укреплений, стен и лодок, для детей – уроки ткацкого мастерства, столярного дела. Вы можете примерить на себя старинные доспехи, пострелять из лука, взять пару уроков владения мечом.

В Ушкуй вам предложат блюда средневековой кухни: жареные колбасы и мясо, лепешки из печи, кашу. А в качестве активного отдыха – сплав на байдарках по реке Лава.

Дорога из Ушкуй до Правдинска пролегает в таких живописных местах. Это смешанные леса Калининградской области, известные разнообразием видов деревьев, кустарников, полукустарников и разнотравья. Среди растений встречаются занесенные в региональную Красную книгу, часть из них – в федеральную.

Направляемся к Правдинской гидроэлектростанции №4, строительство которой началось в 1920 году. В годы войны ГЭС была разрушена, затем полностью восстановлена. На низкой машине к плотинам проехать будет сложно. Зная, какие дороги нам предстоит преодолевать, мы выбрали Skoda Rapid.

К самой ГЭС вход только для сотрудников. Однако вокруг ухоженная лесная территория, есть места для отдыха, где можно остановиться и перекусить, если вы взяли еду с собой. Костры разводить здесь нельзя.

Недалеко расположен подвесной мост через ручей, можно пройти к нему, если позволяет время.

Курортное

А мы отправляемся в поселок Курортное, бывший Вонсдорф. Здесь расположена усадьба Шрёттеров, построенная в 1869 году на месте сгоревшего замка Гросс Вонсдорф, куда частенько наведывался Иммануил Кант в гости к барону Фридриху Леопольду фон Шрёттеру, будущему министру Восточной Пруссии.

После войны в здании усадьбы размещалось местное управление и библиотека. С 2002 года оно пустует и постепенно разрушается. На территорию пройти нельзя, поэтому господский дом нам увидеть не удалось, но мы сфотографировали доступную часть – конюшни Шрёттера, которые неплохо сохранились.

Дружба

Едем в поселок Дружба, до 1946 годе Алленбург, история которого начинается в XIII веке с одноименной крепости, расположенной на берегу реки Алле. Здесь нас интересует кирха Алленбурга.

Кирха неоднократно перестраивалась, а в Первую мировую войну была разрушена практически полностью. К 1925 году сооружение восстановили. Во Вторую мировую кирха не пострадала. В советское время использовалась как зернохранилище. С 2010 года передана Русской Православной церкви. Часы на башне с боем, они восстановлены и запущены.

В кирхе проводятся экскурсии, где можно узнать о ее истории строительства и восстановления. Интересную информацию можно прочитать самостоятельно на стендах. В башне кирхи есть смотровая площадка, куда разрешается подняться. Вид с нее открывается потрясающий.

Снова проезжаем остатки аллей. На этом фото видны увядание и гибель вековых деревьев. Печальное зрелище.

Наша следующая локация – шлюз №1 Мазурского канала.

Мазурский канал должен был представлять водный судоходный путь, связывающий Мазурские озера на северо-востоке Польши с Балтийским морем в Восточной Пруссии. Путь проходил через реки Лава и Прегель. Идея возникла еще в XIV веке, строительство началось только в 1911 году, к 1914 году было построено три шлюза, затем проект приостановили в связи с началом Первой мировой войны. К строительству возвращались еще несколько раз. Полностью остановлено оно было в 1942 году при выполнении на 70%.

Шлюз №1

Первый шлюз, Алленбург, был построен полностью и хорошо сохранился.

До шлюза №3 нужно проехать около 8 километров.

У калининградских полей для каждого сезона свой цвет. Весной они окрашиваются в ярко-желтый от цветущего рапса. Фиолетовый – оттенок лета, зацвели люпины.

Часто в полях пасутся стада сельскохозяйственных животных. Здесь видим лошадей и коров. Кстати, частенько они выходят за пределы поля, поэтому, завидев издали этих милых животных, лучше сбавить скорость, чтобы успеть затормозить в случае встречи с ними на проезжей части.

Шлюз №3

Шлюз № 3, Гросс Аллендорф, располагался недалеко от одноименного поселка, ныне не существующего. Этот шлюз предполагался со сплошным остеклением. Всего планировалось 10 шлюзов. Мазурский канал ни разу не использовался по своему назначению.

Через топи и болота по грунтовым дорогам движемся в Железнодорожный. В очередной раз мы не пожалели, что выбрали для путешествия именно Шкоду Рапид. Относительно легко преодолеваем препятствия.

Железнодорожный

Это грузовая булыжная дорога в Железнодорожном, которая после грунтовки нам кажется почти автобаном.

Поселок Железнодорожный до 1947 года носил название Гердауэн. Прусская крепость на этом месте была возведена еще в доорденские времена, в 1251 году она была взята воинами Тевтонского ордена. С этого времени и начинается история Гердауэна. В Первую мировую войну город был сильно разрушен, восстановление закончилось в 1925 году.

Во время Второй мировой восстановленные здания сохранились, а вот старинные были уничтожены. То, что мы видим сейчас, – результат реставрации, начатой сразу после войны и продолжавшейся до сих пор. Железнодорожный называют лучшим образцом возрожденного города. Сюда, в небольшой городок в 75 км от областного центра, едет множество туристов, чтобы почувствовать дух Средневековья.

В Железнодорожном есть и исторические постройки. Вот, например, здание вокзала, построенного в начале ХХ века по новейшей в то время технологии с использованием обожженного керамического кирпича. Здание прекрасно сохранилось до наших дней.

Еще одно неплохо сохранившееся, но требующее реставрации здание – крайсхаус (районное управление) Гердауэна, построенное в 1905 году. До войны использовалось по назначению, затем было передано школе. С 1950 года здесь размещался детский дом, потом – школа для сирот. На данный момент здание признано аварийным и ожидает ремонта.

Внутрь попасть нельзя, но можно осмотреть его снаружи. Внимание привлекает сохранившаяся брусчатка, на которую пытались положить асфальт. История не желает уходить просто так: новодел разрушается, сквозь него проглядывает брусчатка, которой уже за сотню лет.

В общем-то, в Железнодорожном немало достопримечательностей, которые можно осмотреть. Здесь лучше поставить автомобиль на стоянку и воспользоваться самокатом. Это очень тихое, уютное место, где мы вам советует непременно побывать, желательно на своем автомобиле, чтобы не торопиться, подстраиваясь под расписание экскурсионных групп. Если автомобиля у вас нет, лучше всего арендовать его в «MAXRENT».

Ну а мы на своей Skoda Rapid, которая ни разу не подвела нас в сегодняшней поездке, едем к последнему пункту.

Шлюз №5

Шлюз № 5 Мазурского канала, Георгенфельде, находится возле поселка Озерки. Его строительство было завершено на 95%. Длина шахты составляет более 40 метров, глубина – 15 метров. Это настоящий бетонный исполин!

Кстати, некоторые туристические группы подъезжают к этому шлюзу, но забираться на него не разрешают. Это и понятно. Локация очень интересная, но достаточно опасная. Ходить здесь нужно осторожно, так как почти все технологические колодцы и шахты открыты, а высота, как мы помним, не маленькая.

Пора домой

Наша поездка подходит к концу, пора возвращаться домой. До Калининграда около 90 километров. Едем не спеша, наслаждаясь видами за окном.

Въезжаем в Калининград.

Наше путешествие заканчивается на стоянке автопроката, откуда мы и отъезжали утром.

Поездка оказалась очень интересной, насыщенной впечатлениями. Мы смогли побывать в местах, не доступных для туристических и экскурсионных групп, куда тем более не добраться на общественном транспорте. Остановиться мы могли в любой момент и в любом месте, которое нас привлекло своими пейзажами, сделали множество атмосферных фотографий. Конечно, все это благодаря тому, что для передвижения мы выбрали автомобиль.

Если у вас нет собственной машины, то для путешествий по Калининградской области советуем вам арендовать ее в «MAXRENT» (Калинингад). Вы можете выбрать любой автомобиль, представленный на сайте. Если есть сомнения, лучше посоветоваться с нашими менеджерами. Они подберут автомобиль, исходя из того, по каким дорогам вам придется передвигаться, количества пассажиров, длительности поездки.

Если у вас нет прав или вы хотите насладиться поездкой с пассажирского сидения, советуем арендовать авто с водителем. Также доступна услуга гида-экскурсовода, который продумает маршрут и познакомит с историей края.

---

Поездка совершена в июле 2022 года. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование текста описывающего поездку, а так же изображений.

Поделиться маршрутом