Аренда автомобилей в Калининграде
2Расскажите
немного о себе
3Заберите
свой автомобиль!
или
На 19.04.2024 в парке 106 авто
доступных для аренды

Славск, Ясное, Мысовка, Причалы

Всем доброго дня!

 

 

Сегодняшнее путешествие одного дня мы совершим в несколько самых северных точек Калининградской области: поселки Ясное, Мысовка и Причалы, заезжая по пути в другие населенные пункты. Возвращаться планируем через город Славск. Наша задача – посетить как можно больше достопримечательностей и интересных мест этого направления, показать и рассказать о них вам.

Наш маршрут лежит в отдаленные уголки региона, куда туристические группы наведываются достаточно редко. Дорога предстоит долгая, но не утомительная, потому что для путешествия мы выбрали отличный автомобиль, как будто специально предназначенный для таких поездок. Skoda Octavia 2013 года выпуска совмещает в себе современный функционал, комфортный салон, объемный багажник, куда поместится все, что нужно для длительных поездок, даже на несколько дней. В багажник вы можете положить электросамокат, чтобы экономить свои силы и время, передвигаясь на нем там, где не проедет машина. Арендовать самокат лучше одновременно с авто в «MAXRENT».

Конструкция этой Octavia максимально облегчена, автомобиль отлично держит дорогу, маневренный, легкий в управлении. Впервые оказавшись за рулем нового авто, вы почувствуете себя уверенно. Подвеска разработана так, что скрадывает неровности на дороге, поэтому для передвижения по Калининграду и области, где сохранились протяженные участки брусчатой дороги, это идеальный вариант.

Для путешествий с детьми не забудьте взять детское автокресло или бустер (подходит для детей с 5-ти лет). Если у вас нет детских удерживающих устройств, вы можете взять их напрокат в «MAXRENT».

Наше путешествие начинается. Выезжаем из Калининграда.

До первой остановки в поселке Большаково около 90 км. Чтобы сэкономить время, мы решили ехать по федеральной трассе. Здесь нет таких видов, как на второстепенных дорогах, зато можно разгоняться местами до 110 км/час.

Проезжаем бескрайние калининградские поля. В конце июля в разгаре уборочная кампания, идет сбор озимых, заготовка сена. А для нас, обычных путешественников, это просто великолепный пейзаж, который хочется сфотографировать, что мы и делаем.

Большаково

Въезжаем в Большаково. До 1938 года поселок носил название Гросс Скайсгиррен, в 1938 году его переименовали в Кройцинген. В это время практически все населенные пункты, сохранившие балто-славянские названия, были переименованы Третьим рейхом в рамках борьбы со славянизмами. Кройцинген переводится как «перекресток». И действительно, в бывшем Гросс Скайсгиррен сходилось 5 транспортных дорог из самых значимых городов Восточной Пруссии, все дороги действуют в настоящее время.

Во время Второй мировой войны центральные улицы Гросс Скайсгиррена сильно пострадали, но на окраинах сохранились довоенные постройки. Новые дома возводились в советское время на фундаменте разрушенных немецких зданий.

Почти в центре видим памятник русским воинам, погибшим в боях за Большаково. Памятник установлен на месте братской могилы, в которой покоятся 180 советских солдат, поименно перечисленные на восьми мемориальных плитах.

Проезжаем поселок Гастеллово, до 1946 года он назывался Гросс Фридрихсдорф. Примечателен поселок тем, что в начале XVIII века его посещал российский царь Петр Первый, а в начале XIX века здесь побывала королева Луиза.

В поселке нас привлекают руины кирхи Гросс Фридрихсдорфа, построенной в 1902 году на месте деревянной. Во время боев 1945 года кирха не пострадала, но отсутствие ухода привело к тому, что стала обрушаться кровля, а затем и часть стены. Оставшиеся стены разобрали на кирпич для строительства новых объектов.

В 2000 году обрушился шпиль башни, в нем было обнаружено письмо, заложенное туда в 1902 году по случаю освящения церкви. В письме перечислены имена людей, причастных к разработке проекта и строительству кирхи, а также другие сооружения, возведенные в это время в разных уголках Восточной Пруссии. Также упоминается, что дельта реки Мемель (Неман) подготовлена к строительству узкоколейной железной дороги, которую планируется открыть «в августе этого года» (имеется в виду 1902 год).

Заходить внутрь оставшейся от кирхи башни мы не стали, так как она находится в аварийном состоянии. Рассмотрели ее со всех сторон, почитали информацию на стенде (который тоже нуждается в реставрации) и поехали дальше.

По пути познакомились с такой симпатичной телочкой))

По грунтовой дороге едем сквозь хвойный лес. Дорога неплохая, но после дождей ее размывает, появляются рытвины и ухабы. Зато какая живописность!

Калининградская область относится к зоне хвойно-широколиственных лесов, по-другому их называют смешанными лесами. Здесь насчитывается более 1200 видов деревьев, кустарников, полукустарников и трав, часть из которых занесена в региональную Красную книгу, некоторые – в Красную книгу РФ. Это вековые деревья, леса настолько высокие и густые, что даже в солнечный день в них царит полумрак.

Доехали до разрушенного моста через реку Ржевка, который был единственной переправой и связывал Лаукнен (нынешний поселок Громово) с Гросс Фридрихсдорфом (Гастеллово). Мост был взорван в 1945 году.

Ржевка (ранее Лаунке) – судоходная река протяженностью 17 км. Бетонные плиты на берегу – сохранившийся причал для судов, теперь используется как удобная площадка рыбаками.

Река Ржевка считается щучьим питомником. Свободный вылов щуки здесь запрещен круглогодично, а не с апреля по июнь, как в большинстве водоемов Калининградской области. Но рыбалка по лицензиям разрешена, в том числе в «двухмесячник тишины».

А мы едем дальше. Кажется, мы нашли участок «танцующего леса», и это не Куршская коса. Остановимся, чтобы рассмотреть уникальное явление поближе.

«Танцующий лес» – популярный туристический маршрут на Куршской косе, который ежегодно посещают несколько десятков тысяч туристов самостоятельно и в составе экскурсионных групп. Сюда туристические группы вряд ли поедут. И если на Куршской косе лес был высажен в 1961 году для укрепления песков, то эти деревья дикорастущие, но тоже с изогнутыми стволами. По какой причине деревья растут загнутыми, не могут объяснить уже несколько десятилетий, есть только теории, догадки и легенды.

По пути нам встретились насосные станции, которые обеспечивают мелиорацию полей Славского района. Входят в общую мелиоративную систему Калининградской области. Станции находятся в домиках еще довоенной постройки.

Снова проезжаем поля, в этот раз со стогами сена. Поля области привлекают любителей колоритных фотосессий. Весной жители и гости региона устраивают «рапсовый флэшмоб», когда социальные сети пестрят фотографиями ярко-желтых полей на фоне голубого неба. Летом и осенью популярны «стоговые» фотосессии. Пейзажи действительно располагают.

Путешествие на автомобиле выгодно отличается от поездок, например, на рейсовом автобусе, который тоже доступен для передвижения по Калининградской области. Во-первых, это гораздо удобнее и быстрее, во-вторых, можно сделать остановку в любом месте, где встретится что-то интересное. Вот и сейчас мы подъезжаем прямо к кромке поля и останавливаемся, чтобы снять несколько кадров.

Тимирязево

Въезжаем в поселок Тимирязево, носивший до 1946 года название Нойкирх. Здесь сохранилась каменная кирха Йонейкишкена (название Тимирязева до 1785 года), построенная в 1740 году. Кирха вместе с органом сгорела от удара молнии через 20 лет после возведения, восстанавливали ее под руководством короля Фридриха Великого.

Кирха горела еще раз, уже в советское время, когда ее использовали в качестве склада. После этого руины не восстанавливались.

Такие достопримечательности, как кирха Йонейкишкена в Тимирязево, не привлекает организованные экскурсионные группы. Ехать сюда далековато, дорога оставляет желать лучшего, внутрь заходить нельзя по технике безопасности. Если вы любитель руин Средневековья и хотите осмотреть отдаленные достопримечательности области, лучше выбирать для путешествий автомобиль. При отсутствии его всегда можно арендовать в Калининграде у нас в «MAXRENT» на один или несколько дней, а также на более длительный срок.

Ради таких фотографий определенно стоило сюда доехать!

Вот по такой дороге мы пробираемся от кирхи. В общем-то, бывало и хуже, но на автомобиле с низкой посадкой проехать здесь непросто. А вот на Skoda Octavia разницы между асфальтированной дорогой и грунтовкой мы практически не замечаем.

Еще одно мелиоративное сооружение.

На берегу реки Матросовки возле поселка Большие Бережки остановимся на привал. Поселок до 1938 года назывался Альт Ляппинен, до 1946 года – Раутенскирх. Известен тем, что соседствовал с Раутенбургом, имением графов Кайзерлингов, где в 1753-1755 годах жил Иммануил Кант на должности учителя детей графа.

Альт Ляппинен и Раутенбург находились совсем рядом друг с другом. Вполне возможно, что именно на этих берегах будущий философ обдумывал «Всеобщую естественную историю и теорию небес», изданную в 1755 году.

Въезжаем в Заповедное, бывший Зекенбург, поселок на берегу реки Матросовки. Здесь сразу едем к кирхе Гросс Кришцанен, сохранившей более раннее название Зекенбурга (до 1938 года).

Кирха построена в 1891 году и отлично сохранилась до наших дней, несмотря на то что ни разу не реставрировалась. Территория вокруг требует ухода.

Окна и двери были заколочены, но, по всей видимости, разобраны туристами, которые очень хотели попасть во внутрь. Мы тоже решили зайти в кирху. Пустое просторное помещение, ничего интересного и немного жутковато. Видно, что опорные балки сгнили, кровля может обрушиться в любой момент.

Ясное

Следующий пункт – поселок Ясное, расположенный в 138 км от Калининграда недалеко от литовской границы. Когда-то это был процветающий торговый город Каукемен, сейчас поселок постепенно умирает. В годы войны здесь располагался концлагерь для немецких военнопленных.

Поселок интересен тем, что здесь практически нет построек времен СССР, лишь старые немецкие жилые дома. Брусчатка сохранилась почти на всех улицах, но в некоторых местах требует серьезной реставрации. Такие препятствия наша Skoda Octavia проходит без труда.

Движемся к кирхе Каукемена, дошедшей до нас с 1702 года, когда деревянная церковь была перестроена в камне. Строительство новой кирхи оплатил король Фридрих Первый. В начале ХХ века произошел пожар, который уничтожил все внутреннее убранство. Восстановление было закончено в конце 1906 года.

Во время войны кирха не пострадала, в послевоенное время использовалась под склады. В 1980 году произошел пожар, который уничтожил кровлю. С 2020 года ведутся восстановительные работы. Кирха огорожена, на ее территорию пройти нельзя.

По старым фотографиям в 2021 году были восстановлены часы, которые стояли на рыночной площади Каукемена. Столп с часами установили приблизительно на том месте, где они находились в начале ХХ века. Вокруг планируется облагородить территорию, разбить парк.

А это сквер на центральной площади Ясного с памятником вождю мирового пролетариата. Памятник выкрашен позолоченной краской и местные жители называют его «золотой Ленин». Кстати, в Википедии можно прочитать сведения, что в 2015 году был установлен «новый золотой памятник Владимиру Ильичу Ленину». Именно так – золотой.

Если вы располагаете временем, то по этому парку можно покататься на самокате. Здесь множество дорожек, которые, как лучики, расходятся во все стороны. Если пойти по каждой из них, то можно попасть в разные части поселка и увидеть интересные постройки, в большинстве из них по-прежнему живут люди. Конечно, они требуют элементарного ремонта, но от здесь так и веет историей. Советуем такую прогулку любителям колоритных мест и фотосессий.

Мысовка

Едем в поселок Мысовка, бывший Каркельн. Население здесь чуть больше 300 человек, настоящая русская глубинка. На въезде встречает каменная скульптура рыбака с неводом в руках.

В Мысовке особых достопримечательностей нет. Сохранилось несколько домов довоенной постройки, но они находятся в плачевном состоянии и отчаянно нуждаются в ремонте, хотя в них до сих пор живут люди.

Была кирха, как и в любом, даже небольшом населенном пункте Восточной Пруссии. Но кирха Каркельна – одна из немногих, которые совсем не сохранились. После войны кирху разобрали на кирпичи для укрепления дамбы, построенной еще в начале ХХ века. На месте кирхи в 70-е годы прошлого века построили Дом культуры.

В здании довоенной школы располагался детский сад, но несколько лет назад рухнула потолочная балка, и его закрыли на ремонт. 
Мысовка интересна тем, что поделена рекой Разлив на две части. В 2021 году построили новый понтонный мост-переправу на месте старого, уже представлявшего опасность.

Едем в самый дальний пункт – поселок Причалы, бывший Инзе. Проезжаем остатки аллей, высаженных по обеим сторонам дорог немцами еще в Первую мировую войну. Раньше они стояли плотной стеной, но деревьям уже более ста лет, многие из них засыхают, и их спиливают. Кое-где по Калининградской области (в основном Балтийское направление) еще сохранились более-менее протяженные участки придорожных аллей, ставших одной из визитных карточек региона.

Причалы

Въезжаем в небольшой поселок Причалы. По данным статистики, на 1 июля 2022 года здесь постоянно проживает всего 104 человека. Особых достопримечательностей тоже нет. Была кирха интересной восьмиугольной формы, но на ее месте возвели хозяйственные постройки.

К берегу можно подъехать прямо на машине. Причалов мы здесь не нашли, но, по всей видимости, они когда-то были, потому что у воды лежат старые лодки и суда побольше.

Река Промысловая разделила Причалы на две части. Перейти с одного берега на другой можно по этому понтонному мосту.

Славск

Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться в Калининград. Поедем по другой дороге, через город Славск.

Ранее Славск носил название Хайнрихсвальде, что буквально переводится как «лес Генриха». В 1657 году Фридрих Вильгельм Первый пожаловал охотничьи угодья в этих местах егерю Хайнриху. По некоторым данным, в начале XIX века в лесных угодьях Хайнрихсвальде охотился сам Наполеон Бонапарт (но это не точно).

В 1935 году началось строительство открытого бассейна с минеральной водой. Он функционировал и в советские годы, потом был закрыт на ремонт. Обновленный бассейн, единственный в области подобного типа, планируется открыть осенью 2022 года.

Единственная достопримечательность, которая привлекает туристов в Славске, – хорошо сохранившаяся кирха Хайнрихсвальде. Ее строительство началось в 1691 году, в конце XVIII века из-за угрозы обрушения башни она была перестроена. В 1869 году возведена новая кирпичная церковь, которая и дошла до нас.

В годы войны кирха внешне не пострадала, был утрачен орган, обветшало внутреннее убранство. В советские годы она использовалась как склад. На данный момент кирху реставрируют, планируя использовать как музей. Но уже сейчас восстановили и запустили часовой механизм на башне, теперь каждый час отсчитывается боем. Временно на территорию кирхи попасть нельзя.

Новый сквер в Славске открыли летом 2021 года, назвав его точкой притяжения местных жителей и гостей города. Озеленение территории продолжается до сих пор, высаживают в основном декоративные растения. Особое внимание привлекают скульптуры, выполненные из подков. В сквере можно задержаться, посидеть на лавочках в тени деревьев, чтобы набраться сил перед обратной дорогой.

От Славска до Калининграда по трассе 113 километров, которые мы планируем преодолеть за 2 часа.

Путешествие мы заканчиваем у офиса компании «MAXRENT». Сдаем автомобиль.

Поездка получилась длительной и разнообразной. Мы побывали в самых отдаленных уголках Калининградской области, куда не собирают туристические группы и даже на общественном транспорте добраться затруднительно. Такой маршрут привлечет любителей российской глубинки, в которой отчетливо сохранились следы восточно-прусской старины. Не видевшие реставрации довоенные дома лучше остальных хранят память прошлого, и именно этим оказалось ценным сегодняшнее путешествие.

Если вас привлекают слабоизученные маршруты и малолюдные места, не избалованные вниманием туристов, первозданная красота природы, то это направление точно для вас. Ехать лучше всего на собственном автомобиле, при его отсутствии всегда можно арендовать авто в «MAXRENT».

Для поездки вы можете выбрать любой автомобиль, представленный на сайте. Там же вы найдете его краткую характеристику. Если вам больше по душе наслаждаться поездкой и красотами области с пассажирского сидения, можно воспользоваться услугой проката с водителем. А для того чтобы узнать больше о местах, которые вы посещаете, их достопримечательностях, интересных фактах, воспользуйтесь услугами гида-экскурсовода.

До новых встреч!

---

Поездка совершена в июле 2022 года. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование текста описывающего поездку, а так же изображений.

Поделиться маршрутом

 

 

 

Поездка по маршруту с водителем

Если вы не хотите колесить по данному маршруту за рулем, то наш автопрокат может прокатить вас или вашу компанию по данному и другим маршрутам на удобном 7-местном микроавтобусе с водителем-гидом.

Заказ можно сделать по телефону +7 (4012) 999-444 или по мессенджерам ниже.