Стремительно набирающая популярность услуга краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринг) влечет за собой существенные преобразования на рынке автопроката, которые не самым лучшим образом отражаются на состоянии традиционных крупных игроков. К примеру, один из мировых лидеров в сфере проката автомобилей – компания Hertz – объявила о своей несостоятельности и неспособности покрывать все долговые обязательства. В России прокатные услуги под этим брендом населению предоставляет компания «Ричмонт транспортные услуги». Недавно официальные представители этого предприятия заявили о прекращении деятельности и обращении в столичный суд для начала процесса признания себя банкротом.
Первый филиал компании Hertz на территории России открылся в 1996 году. На протяжении двух десятков лет предприятие вело успешную деятельность, бизнес процветал и стремительно развивался (сеть Hertz распространилась по двадцати российским городам; в 33 станциях использовалось свыше 1500 транспортных средств). Но за последний год экономические показатели фирмы резко ухудшились: в 2016 году уровень снижения выручки российского подразделения Hertz достиг 11,5% (что превысило 500 миллионов рублей), менее 40% составила чистая прибыль компании (что соответствует сумме в 43 тысячи рублей). Опасаясь еще больших потерь, компания приняла решение уйти с российского рынка, предварительно объявив себя банкротом.
Основную причину банкротства эксперты Hertz видят в стремительной популяризации каршеринга. С ними полностью согласны другие участники рынка: с 2015 года краткосрочная аренда транспорта лидирует в рейтинге востребованности среди клиентов. Еще совсем недавно среднестатистический житель Москвы или Калининграда даже подумать не мог о возможности аренды автомобиля на пять, десять, пятнадцать минут. А сегодня тысячи граждан оценили преимущества этой услуги. ключевое удобство заключается в возможности брать и оставлять машину в любой точке города, бесплатно используя при этом парковочные места. В настоящее время столичный парк каршеринга достигает 2500 авто (с начала года прирост составил 700 единиц), при этом количество зарегистрированных в каршеринг-сети пользователей превысило 500 тысяч человек. Прогнозы аналитиков и экспертов отрасли сводятся к тому, что в дальнейшем система краткосрочной автоаренды будет только расширяться: ожидается четырехкратное увеличение столичного автопарка, что в целом превысит 10 тысяч автомобилей.
Удобство услуг каршеринга, помимо оперативности процессов взятия/отдачи авто, также заключается в возможности использования специально разработанного мобильного приложения. И, конечно, нельзя не упомянуть финансовые выгоды краткосрочного проката: вы платите исключительно за минуты использования машины и не расстаетесь с крупными суммами, как при традиционной аренде (не предусматривающей поминутную тарификацию). Один из основателей интернет-сервиса «Локал» Евгений Лучинин считает, что современные онлайн-площадки оказывают существенное влияние на рынки услуг, вынуждая их изменяться в ту или иную сторону. Прежде всего, это затронуло сервисы ритейла, частного извоза, поиска удаленных исполнителей и прочее. Отсутствие своевременной реакции традиционных участников этих рынков на подобные преобразования неминуемо повлечет за собой их банкротство.