Аренда автомобилей в Калининграде
2Расскажите
немного о себе
3Заберите
свой автомобиль!
или
На 19.04.2024 в парке 106 авто
доступных для аренды

В Калининграде автомобилисты готовятся к серьезным переменам

12.05.2016

В областном центре пока нет даже намека на достижение каких-то реальных показателей в сфере улучшения ситуации с безопасностью на дорогах. Напротив, первый квартал 2016 года продемонстрировал неутешительную статистику дорожно-транспортных происшествий. Как сообщил руководитель калининградского отдела ГИБДД Марат Хасазанов, на сегодняшний день отмечается устойчивая тенденция к росту количества аварий, повлекших за собой серьезные последствия. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, власти города решили объединить усилия с руководством областного ГАИ. Журналистам удалось пообщаться с официальными лицами и выяснить, к каким переменам стоит готовиться калининградским автомобилистам.

Как уже отмечалось, первый квартал текущего года ознаменовались увеличением количества аварий. Так, сотрудники ГИБДД зафиксировали 174 происшествия на дороге, в которых пострадали или погибли люди. В прошлом году этот показатель остался на уровне 112. Эти ДТП унесли жизни 11 человек, а 162 человека получили травмы различной степени тяжести. «Как и прежде, основная причина аварий – недисциплинированность водителей, отсутствие взаимоуважения на дороге. Согласно статистике, водители начали усиленно игнорировать правила дорожного движения», — отметил Хасазанов.

Сбавляем скорость

Инспекторы по безопасности дорожного движения считают, что снижения аварийности на дорогах – задача сложная, но выполнимая. По их мнению, наиболее эффективным методом станет введение ограничений на скорость передвижения. Так, в условиях города авто должны ездить со скоростью не более 40 км/час (плюс 20 км/ч допустимого превышения). Сегодня машины «летают» по городским улицам со скоростью 80 км/ч. Неудивительно, что причиной каждой третьей аварии является именно превышение допустимого скоростного режима.

со скоростью не более 40 км/час

«Сейчас наиболее распространенным нарушением у нас является превышение скорости. Из зафиксированных инспекторами правонарушений было отмечено увеличение численности на 731 случая! Каковы нормы скоростного режима по городу при ограничении в 80 км/ч? 90? 100? 110? Еще больше поражают данные, полученные из автоматического центра фото-видео фиксации. Практически 50 тысяч правонарушений! Все эти люди умудрились превысить 80 км/ч. Причем данные собраны лишь за три месяца. О каком скоростном режиме в регионе может идти речь?» — возмутился Марат Хасазанов. Руководитель калининградского отдела безопасности движения также добавил, что последствия ДТП очень тесно связаны со скоростью езды автомобиля.

Весьма печальной остается статистика смертности пешеходов на дороге. С увеличением скорости движения автомобиля вероятность летального исхода сбитого человека растет в геометрической прогрессии (при скорости 30 км/ч гибнут около 10% попавших под колеса людей, а при 65 км/ч – 90%). 

«Еще полтора года назад скоростной режим в регионе был установлен на отметке 60 км/ч, никто особо не нарушал, количество аварий было минимальным», — вспоминает руководитель городского отдела ГИБДД. Также Хасазанов отметил успешный опыт Казани, где удалось значительно «приглушить» процент аварийности за счет ужесточения ограничений скорости.

Сергей Мельников от имени властей Калининграда выразил свою поддержку городской автоинспекции. «Нам срочно необходимо предпринимать кардинальные меры. Впрочем, предложенное решение по ограничению скорости в черте города предполагает финансовые затраты – на установку новых знаков. В связи с этим мэру придется вносить определенные изменения в бюджет, — объяснил Мельников. — Разумеется, это вынужденные меры. Однако иначе нам никак не остановить смертность на дорогах».

Не теряем бдительность

Резкое ограничение скоростного режима – не единственное нововведение, поджидающее автомобилистов Калининграда. В ГАИ также высказывают мнения о необходимости продолжить оборудование скоростных дорог с безупречным асфальтным покрытием так называемыми шумовыми полосами. 

«Мы считаем целесообразным размещать шумовые полосы на участках трасс, удаленных от жилых районов. Это не принесет дискомфорта гражданам и позволит предотвратить засыпание водителей на дорогах с идеальным асфальтным покрытием. Разумеется, основной упор сделан на скоростные трассы. Также стоит уделить внимание въезду в город, где ДТП происходят с завидной регулярностью. В окрестностях там нет жилых домов, поэтому со стороны граждан не должно поступать никаких нареканий», — отметил Хасазанов.

Стоит отметить, что местные автомобилисты без особого энтузиазма реагируют на оборудование дорог шумовыми полосами. Однако власти считают эту меру весьма эффективной.

Городская инспекция безопасности дорожного движения поддерживает мнение власти. 

оборудование дорог шумовыми полосами

«Шумовые полосы, установленные на трассе рядом с аэропортом, ни у кого негативной реакции не вызывают. Аналогичные участки у нас есть на закруглении – там полосы действительно шумные, поскольку дорога крайне опасная. Только вспомните, сколько смертельных аварий на ней произошло из-за банальной невнимательности водителей. После установки полос еще не было зафиксировано ни одного смертельного случая. То есть, они устранили проблему», — рассказал руководитель ГИБДД. 

Между тем, городские власти подобного энтузиазма не испытывают, отмечая, что шумовые полосы – не самое лучшее решение. По их мнению, тотальная фиксация нарушений имела бы гораздо больший эффект. Однако монтаж оборудования – слишком дорогое удовольствие, несмотря на то, что каждый год по программе «Безопасный город» для решения подобных вопросов из бюджета выделяется порядка 170 миллионов рублей.

«Мы приобретаем комплект шумовых полос за сто тысяч рублей. А на монтаж системы фотофиксации необходимо порядка трех миллионов рублей - объясняет Мельников. – Разумеется, установка шумовых полос – не самое лучшее решение, но оно связано с отсутствием финансов. Безусловно, идеальным вариантом могла бы стать только система фото/видео фиксации».

Уповаем на инстинкт самосохранения

На сегодняшний день количество наездов транспортных средств на пешеходов достигает 43%. При этом статистика демонстрирует тенденцию к постоянному ухудшению ситуации. С начала этого года уже зафиксировано 65 подобных аварии, в прошлом году этот показатель едва перевалил за 50. Стоит отметить, что нередко виновниками таких ДТП становятся сами пешеходы.

«Буквально недавно произошел несчастный случай: выйдя из автобуса, женщина не стала идти к пешеходному переходу, а выскочила на проезжую часть сзади автобуса и угодила под колеса машины. Вообще пожилые люди крайне беспечно относятся к собственной безопасности на дороге – за последнее время зафиксировано пять подобных ДТП со смертельными случаями. На Гагарина еще одну женщину сбил грузовик. Правда, она была в состоянии алкогольного опьянения, возможно, поэтому переходила проезжую часть в неустановленном месте. Водитель грузового авто не успел вовремя среагировать — рассказывает Хасазанов. — Подобных нарушителей, игнорирующий правила пересечения проезжей части, за последнее время мы насчитали две тысячи. Наверное, у таких людей напрочь отсутствует инстинкт самосохранения».

В связи со сложившейся ситуацией, в ГИБДД отмечают необходимость монтажа специальных ограждений по протяженности дорог. «По мере поступления средств мы будем оборудовать наиболее опасные участки заборами. Прекращать эту процедуру сейчас не считаем целесообразным».

необходимость монтажа специальных ограждений по протяженности дорог

В мэрии предложение с ограждениями считают разумным, но недостаточным. «Стоит понимать, что самых отчаянных пешеходов никакими заборами не остановить. На днях я стал свидетелем того, как нетрезвый гражданин спокойно перемещался по проезжей части улицы Горького. Марат Хасазанов, безусловно, прав. Без чувства самосохранения здесь не обойтись. А так, элементарная беспечность порой может стоить человеку жизни. Что касается ограждений, то мы пока никаких решений не принимаем. Основная проблема заключается в том, что забор в любом случае будет требовать ухода – даже элементарное мытье предполагает выделение средств», — высказал свою точку зрения Мельников.

Подобные заграждения будут устанавливаться рядом с детскими учреждениями и в местах замещения пешеходных переходов поворотами вправо. «Уже неоднократно поступали упреки со стороны пешеходов, недовольных принятием непопулярных решений. Ведь изначально проект города подстраивается под удобство пешеходов. Но в некоторых ситуациях нам приходится жертвовать этим самым удобством. Так, в интересах автомобилистов нам пришлось на 50 метров увеличить путь к пешеходному переходу. В подобных местах без ограждений сейчас просто не обойтись», — отметил чиновник.

Мельников утверждает, что решение о демонтаже пешеходных переходов городская власть принимает только по причине дефицита бюджета. «После запуска четырехполосного движения по Гайдара, начали происходить сбои на кольце, соединяющем Горького и Гайдара. Нам пришлось, вопреки удобству пешеходов, произвести демонтаж перехода на Островского. Как и предполагалось, это позволило несколько разгрузить проблемный участок. Конечно, можно было использовать и другие методы решения проблемы, однако все они предполагали серьезные финансовые вложения. Возможности нашего бюджета пока рассчитаны лишь описанные выше методы», — добавил он.

Из-за проблем с финансированием не стоит в ближайшем времени ожидать появления в городе надземных переходов. «Для сооружения надземных переходов уже созданы проекты, но денег на них пока не предвидится. Нет их и в подготовительных инвестиционных программах к ЧМ. Поэтому проекты, скорее всего, так и останутся на бумаге», — уточнил Мельников.

Между тем, чиновник убежден: сейчас в городе существуют проблемы гораздо важнее. Задача первостепенной важности – полуразрушенные съезды с нового путепровода на Сельме. «Выезд на Советский проспект очень нуждается в реконструкции. Проект разработан, но пока остается открытым вопрос с пешеходами», — отметил представитель городской администрации.

Автоматизация светофорного регулирования

По мнению Марата Хасазанова, с работой светофорных объектов в городе также не все гладко. Он считает, что для частичного устранения пробок, следовало бы автоматизировать систему работы светофоров, применив технологию «Зеленая волна». В мэрии эту идею восприняли без особого энтузиазма.

светофор ночью

«Так ведь у нас нет нормального оборудования, которое можно автоматизировать, — уточнил Мельников. — Безусловно, главные дороги должны регулироваться адаптивными системами. Оценивая интенсивность потока и учитывая заданную скорость, они смогли бы организовать на городских улицах вполне адекватную обстановку. Что касается «Зеленой волны», то нам пока такие перспективы не светят».

Конечно, при большом желании городские власти могли бы найти средства на подобные инновации, например, запустив руки в доходы от штрафов. «Во всем мире часть средств от уплаты гражданами штрафов идет на решение таких вот насущных проблем. В нашем законодательстве подобных возможностей не предусмотрено. А городской бюджет свободными финансами, к сожалению, не располагает», — заключил чиновник.

По кольцу

Система адаптивного светофорного регулирования может быть установлена на площади Василевского. Ее ориентировочная стоимость составляет восемнадцать миллионов рублей. Власти города считают это эффективной мерой для устранения бесконечных пробок с кольца.

«С улицы Черняховского движется бесконечный поток машин, создавая на кольце многокилометровую пробку. После «остановки» Невского она самоликвидируется. «Остановить» Невского можно через Литовский вал. Однако здесь необходимо учитывать плотность потоков в разное время суток. Без адаптивного регулирования – не обойтись», — уточнил Мельников.

При этом чиновник ссылается на авторитетное мнение специалистов. «Для обсуждения этой проблемы мы собирали всех ведущих российских и европейских специалистов. И в результате пришли к единственному адекватному решению по обеспечению на данном участке максимальной пропускной способности», — добавил он.

на площади Василевского

Конечно, адаптивное регулирование можно было бы сразу включить в проект сооружения кольца. Однако власти города побоялись рисковать выделенными из федерального бюджета средствами. «Стоило бы нам еще на полгода растянуть строительство, внедряя эту систему, выделенные средства отозвали бы вовсе».

Стоит отметить, что кольцо на Василевского – не единственное, нуждающееся в кардинальных изменениях. Глава ГИБДД Калининграда уже упоминал о необходимости организовать по площади Победы круговое движение. Это позволит сделать односторонними некоторые улицы. Предполагается, что большой круг охватит Черняховского и Ленинский проспект. Тогда кусок Гвардейского проспекта можно было бы переоборудовать в зону для пешеходов.

В администрации Калининграда собираются приступить к созданию электронной модели. Она позволит проанализировать эффективность этих нововведений. «Есть надежда сделать ее за финансы проекта ООН. Городской бюджет мы трогать не хотим. Модель позволит проследить за скоростью движения на основных улицах города в случае внедрения описанных выше инноваций. Кроме того, она покажет уровень комфортности пешеходов, количество выхлопов», — объяснил Мельников. Впрочем, без серьезных затрат оборудовать кольцевую дорогу вряд ли удастся — чего только стоит перенаправление трамваев с Советского проспекта в сторону Драмтеатра.

В ГИБДД поддерживают идею создания кругового движения. Марат Хасазанов не исключает недовольство некоторых водителей по этому поводу, как это было во время внедрения изменений движения в районе Южного вокзала. Но ведь схема «заработала» и позволила устранить пробку в Балтрайоне. 

К слову, некоторые изменения в районе Южного вокзала все же произойдут. «Еще предстоит реконструкция площади, поэтому придется позаботиться об обеспечении комфорта всем участникам движения, включая прибывающих в город туристов», — отметил Мельников.

Впрочем, сейчас ведутся активные дебаты по поводу целесообразности пребывания автовокзала в центре Калининграда, ведь это способствует ежедневному наплыву в город порядка трех сотен «лишних» автобусов. Каким будет решение городских властей, пока неизвестно.